В первом квартале 2015 года на Северо-Западе России наблюдается снижение объемов экспорта контейнерных грузов на 2%. Такие данные на днях опубликовал Росстат. При этом в 2014 году такой экспорт из российских портов вырос на 20%. По мнению опрошенных ИАА «ПортНьюс» участников рынка, нынешнее падение связано с дефицитом порожних контейнеров.
По словам руководителя филиала Ассоциации международных автомобильных перевозчиков по СЗФО Александра Дацюка, этот дефицит возник из-за сокращения импорта контейнерных грузов на 30% по сравнению с докризисными временами. «Импорт шел в контейнерах, большая часть которых принадлежит иностранным морским линиям — компаниям, осуществляющим морские перевозки. Наши экспортеры обычно используют эти контейнеры для вывоза своих товаров обратно за границу. Сейчас таких контейнеров стало меньше, отсюда и возник дефицит», — объясняет А.Дацюк.
В то же время, значительная часть контейнеров по-прежнему вывозится из России порожними. Так, по официальным данным, за первый квартал 2015 года экспорт порожних контейнеров («порожний экспорт») из всех портов России сократился всего на 40%. А заместитель коммерческого директора группы Global Ports Егор Говорухин сообщил порталу dp.ru, что с терминалов группы сегодня отправляются гружеными лишь около 50% экспортных контейнеров (впрочем, 5 лет назад эта доля составляла и вовсе 25-30%).
Этот парадокс эксперты ИАА «ПортНьюс» объясняют тем обстоятельством, что морские линии не хотят загружать свои порожние контейнеры российскими грузами, поскольку гораздо выгоднее использовать их для экспорта из стран Северной Европы, который резко увеличился в начале этого года из-за падения на 20% курса евро по отношению к доллару (что, соответственно, вызвало и рост спроса на контейнеры в данном регионе).
Возникший в России дефицит контейнеров неминуемо ведет к росту экспортных ставок фрахта, который уже и происходит. В результате, общий контейнерный оборот портов России в январе-марте 2015 года сократился на 22,8%, в основном, конечно, за счет продолжающегося падения импорта.
А.Дацюк считает некорректным обвинять россиян в недостаточной заботе об увеличении парка собственных контейнеров. Если российские морские линии сейчас начнут закупать дополнительные контейнеры, то потом, когда импорт опять возрастет (а это неизбежно произойдет) или прекратится экспортный бум из Северной Европы, возникнет избыток контейнеров, а значит, они будут простаивать у российских владельцев, поскольку их морские линии очень маломощные, по сравнению с мировыми гигантами, и они не смогут найти высвобождающимся контейнерам рентабельное применение.
Чтобы избежать дефицита контейнеров, надо сделать российский экспорт выгодным для их иностранных владельцев, а для этого надо внести необходимые исправления в перекошенную российскую экономику, считает эксперт.
Оригинал статьи вы можете посмотреть здесь.