Смольный ищет пути снижения стоимости услуг и сроков нахождения грузов в «Большом порту Санкт-Петербурга»

//Смольный ищет пути снижения стоимости услуг и сроков нахождения грузов в «Большом порту Санкт-Петербурга»

11022015В конце прошлой недели в городском правительстве прошло совещание рабочей группы «Совершенствование таможенного администрирования, поддержка экспорта» под руководством главы комитета по развитию предпринимательства и потребительского рынка Петербурга Эльгиза Качаева.

В рамках совещания обсуждался вопрос перевода услуг стивидорных компаний и агентов транспортных компаний в рубли, который был поставлен перед чиновниками еще в конце прошлого года. Сейчас тарифы рассчитываются в долларах. Для примера, в общей совокупности роста курса доллара и повышения тарифов на ноябрь 2014 года (по сравнению с январем 2010

года) стоимость услуг по перевалке грузов в российских рублях увеличилась на 146%. При этом, по данным участников рынка, из-за декабрьского скачка курса валют стоимость услуг возросла вдвое.

Перевод тарифов в рубли, по мнению чиновников, положительно скажется на привлекательности морского порта «Большой порт Санкт-Петербург» по сравнению с портами Балтии, предоставит возможность перехода остальных участников ВЭД на сделки в рублевой валюте и снизит отпускные цены для внутреннего рынка.

Второй мерой, направленной на оптимизацию транспортных потоков (сокращение накладных расходов импортеров, увеличение объемов товарооборота и уменьшение общего времени проведения таможенных операций), является предварительное декларирование до завершения выгрузки судна в морском порту «Большой порт Санкт-Петербург». Отработка и внедрение этой технологии, по оценкам импортеров Санкт-Петербурга, позволит сократить время нахождения товаров в порту Санкт-Петербурга более чем в два раза, существенно сократив тем самым издержки по таможенному оформлению товаров и сделав порт более привлекательным для конечных потребителей.

Кроме того, участники совещания предложили исключить участие агентов морских линий в заключении договоров между стивидорной и экспедиторской компаниями. В настоящее время потребители-импортеры для перевозки своих грузов заключают договоры с морскими перевозчиками – операторами морских линий (агентами), которые, в свою очередь, имеют договоры с конкретными терминалами (стивидорами). Как правило, каждый агент имеет договор только с одним стивидором, так что клиенты этого агента имеют возможность пользоваться услугами только одного конкретного стивидора. «Высокие тарифы на услуги стивидоров с наценкой перевыставляются агентами морских линий на экспедиторские компании и, в конечном итоге, ложатся на плечи импортера. Так, дополнительные издержки по посредничеству морских агентов составляют от 20 до 150 $ за операцию с одним контейнером в порту. В связи с этим, необходимо предоставить возможность экспедиторским компаниям напрямую заключать договора со стивидорными компаниями. Это позволит уменьшить расходы участникам ВЭД и в дальнейшем снизить себестоимость на товары», — говорится в сообщении Смольного.

Сами стивидоры и импортеры слабо верят в действенность некоторых мер, предложенных чиновниками. Так, в пресс-службе Global Ports сообщили РБК Петербург, что в контейнерном бизнесе доля портовых услуг в совокупной стоимости доставки груза незначительна — не более нескольких процентов. «Как правило, клиент покупает общую долларовую ставку на всю цепочку доставки груза, поэтому перевод портовых тарифов в рубли не окажет влияния на стоимость товаров для конечного потребителя, но приведет к снижению выручки портов, а значит к снижению налоговых отчислений, в том числе в бюджет города», — говорят в компании.

Кроме того, это может привести к радикальному ухудшению финансового положения портов и сказаться на инвестиционной активности стивидоров в регионе, добавляют в Global Ports. «Кредиты и займы, на которые ведутся модернизация производства старых и строительство новых портов, привлечены в долларах. При этом в России нет импортозамещения портового оборудования», — отмечают в Global Ports.

Импортеры, в свою очередь, говорят, что если зафиксировать тариф в рублях (вместо долларов) по сегодняшнему курсу, то никаких существенных изменений не произойдет. Ведь сам тариф уже принят, а курс доллара сегодня очень высок. Правда, если доллар будет и дальше расти, то такая мера спасла бы импортеров от дальнейшего роста цен на стивидорные услуги. По словам представителя НП Гильдия профессиональных участников ВЭД «Гермес» (объединяет более 60 профессиональных компаний экспедиторов и таможенных представителей СЗФО) Анастасии Чурсиной, этот вопрос нужно решать в совокупности с исследованием структуры цены и, возможно, с временным возвратом к ценовому регулированию на услуги портовых операторов.

Что касается исключения транспортных компаний из процесса заключения договоров, то, по словам участников ВЭД, это приведет к договорной конструкции экспедитор-оператор и устранению лишнего звена — монополиста. «Возможно, приведет к удешевлению, но в любом случае к некой формальной свободе договора. Не всем это нужно, только крупным экспедиторам и участникам ВЭД, с большим оборотом через порт. Такие предприятия, думаю, смогут остаться на тех же ставках, что операторы дают линиям, т.е. все-таки сэкономят», — говорит А.Чурсина. В противном случае импортеры оказываются «всегда в заложниках у агента линии, оплачивая им за неочевидное посредничество», — отмечает она.

Но по вопросу о реализации всех предложенных чиновниками мер участники рынка настроены пессимистично. На уровне города, по словам А.Чурсиной, все это сделать невозможно. «За регулирование цен отвечает Федеральная служба по тарифам и правительство, за любые эксперименты в области таможни — это Федеральная таможенная служба, жесткую защиту стивидоров от местных воздействий проводит Минтранс. Так что мы целиком и полностью зависим от федералов», — заключает она.

Оригинал статьи вы можете посмотреть здесь.

11.02.2015 11:07|